17октября 2024 г. в МБОУ «Большеяльчикская СОШ им. Г.Н.Волкова» была
проведена встреча с родителями 8-11классов и ИПДН ОУУП и ПДН ОП «Яльчикское» МО
МВД РФ «Комсомольский» старшим лейтенантом полиции Соловьевой И.А., а также
работниками ЦРБ «Яльчикский» педиатром Афанасьевой Н.А., психиатром-наркологом
Шаковой Р.Н. на тему «Профилактика суицидального
поведения: что нужно знать родителю?»,
«Профилактика детской и младенческой смертности». Необходимость
его проведения связана с трагическими случаями завершенного и незавершенного
суицида в школах Чувашской Республики.
Перед
родителями выступил директор школы Волков Н.А., который особо обратил внимание
на необходимость усиления контроля за безопасностью детей.
Педиатр
Афанасьева Н.А. ознакомила со статистикой детской и младенческой смертности по
Чувашской Республике из-за внешних факторов.
Психиатр-нарколог
Шакова Р.Н. рассказала о вреде курения, употреблении психоактивных и
токсических веществ, алкоголя детьми, попросила родителей быть с детьми в
доверительных отношениях.
Затем
выступила Соловьева И.А.- инспектор ПДН ОУУП и ПДН ОП «Яльчикское» МО МВД РФ «Комсомольский».
Она проинформировала родителей об опасностях, которые подстерегают ребят в интернет-пространстве,
опасных сайтах и сообществах. Дала
присутствующим практические советы и рекомендации по предупреждению и
профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
Когда
мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но,
когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.
Проблемы детей, которые наиболее часто
становятся причиной самоубийств.
*
Ссора с друзьями.
Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
*
Расставание с
любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что
первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
*
Смерть кого–либо из
близких родственников.
*
Частое попадание ребенка
в стрессовые ситуации.
*
Сложная
психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей
между собой, их развод.
*
Затяжное депрессивное
состояние подростка.
*
Проблемы ребенка
с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой
финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
*
Игровая зависимость
и зависимость от интернета.
*
Насилие в семье.
Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать
взрослым о происходящем.
Факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский
суицид:
*
Разговоры ребенка
о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на
эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
*
Появление у
ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
*
Попытки ребенка уединиться.
Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о
предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте
ребенка.
*
Разговоры и
размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае,
если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия.
Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте
над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка
в обратном.
*
Даже музыка или
живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так.
Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
*
Тщательно
маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви
к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
*
Дарение своих
любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.
Маркерами суицидального риска
являются следующие особенности несовершеннолетних:
*
Резкие перемены в
настроении и поведении;
*
Сильные эмоциональные
колебания;
*
самоизоляция: уход
в себя;
*
депрессия: эмоциональный
упадок;
*
агрессия: немотивированные
вспышки гнева, ярости, жестокости;
*
нарушения аппетита;
*
прямые или косвенные
высказывания о суицидальных намерениях;
*
прощание и раздача
подарков окружающим.
Тревожные сигналы в поведении ребенка:
*
нарушение сна,
аппетита, внезапные приступы гнева, возникающие из-за мелочей;
*
безразличие к окружающему
миру;
*
ребенок стал
неопрятен, пропускает занятия, практически не общается с друзьями, семьей, а
общается лишь с маргиналами, носителями депрессивной субкультуры (эмо, готы);
*
раздает вещи, делает
«последние распоряжения»;
*
погружен в размышления
о смерти, потустороннем мире.
Уважаемые родители!
Будьте бдительны!
Суждение,
что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях,
неверно!!!
Самое
главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему
почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все
душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций
не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.
В
завершении встречи все родители получили памятки, разработанные психологом,
содержащие необходимые рекомендации для родителей и подростков.