5
марта 2022 года в 9-11 классах МБОУ «Большеяльчикская СОШ им Г.Н.Волкова»
провели занятие «Фейки и вбросы. Как не остаться одураченным». Цель данного
занятия: сформировать у обучающихся понимание необходимости анализа
потребляемой информации, показать им механизмы верификации информации,
осмысление природы фейков, вбросов, провокаций и прочее. Обучающиеся
познакомились термином «газетная утка». Всех волнуют фейки, вбросы и провокации, которые стали
«бичом» современного инновационного мира. С ними сталкивается каждый из нас,
поэтому надо научиться их распознавать.
Сначала
немного истории
Все
мы знаем словосочетание «Газетная утка». Есть несколько версий его происхождения.
Но мнения многих сходятся, что она родилась после того, как в одной из газет XIX
века рассказывается, что известный бельгийский юморист Роберт Корнелиссен
вздумал подшутить над доверчивой публикой и напечатал в журнале заметку.
Текст
заметки «Прожорливость уток известна; она наиболее явствует из следующего
случая. Один учёный купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них с
перьями и костями в мелкие кусочки, которыми накормил остальных 19 уток.
Несколько минут спустя он поступил так же с другою, потом с третьей, четвёртой
уткой и так далее, пока не осталась только одна, которая таким образом пожрала
19 подруг своих».
Эта
история, рассказанная очень подробно, наделала много шуму и была перепечатана
во всех журналах и газетах того времени. Несколько дней все только и говорили,
что о прожорливости уток. Потом сам автор раскрыл секрет «научного опыта» и
осмеял легковерных читателей. С тех пор ложь в печати стала именоваться
«газетной уткой».
Забавно,
но много лет спустя этот же анекдот появился в американских газетах с
прибавлениями и даже с весьма учёным анализом внутренностей последней утки. И
снова нашлись чудаки, которые поверили этой истории.
Как
теперь мы понимаем, выражение «газетная утка» не имеет никакого отношения к
орнитологии. Своим рождением эта «птичка» обязана извечному стремлению
журналистов к погоне за сенсациями.
По
другой версии, это выражение родилось в Германии в конце XVII в. Там под
статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от
лат. non testatur - не проверено). Читается это сокращенно «энте», что
по-немецки означает утка (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала
символом беззастенчивого газетного вранья.
Обучающиеся сделали вывод: суть психологии
человека состоит в том, что любая нестандартная информация вызывает яркую
эмоцию (удивление, страх, радость, ужас и прочее). Человек этим хочет делиться.
Как правило, в повышенном эмоциональном состоянии он теряет способность к
критическому мышлению и оказывается дальнейшим распространителем ложной и
непроверенной информации. Современному человеку не хватает времени на проверку
информации, поэтому чаще всего он верит, не разбираясь. Иногда лень банальна –
не хочется искать подтверждения. В социальных сетях этим широко пользуются –
неосведомленность общества становится гласным оружием в управлении сознанием.
Даже если новость была фейком и ее опровергли, то репосты, как снежный ком,
обгоняют опровержение, делая его бессмысленным.
Уважаемые
обучающиеся, фейки и дезинформация могут быть очень грубыми или очень тонко
сделанными, они могут наносить непоправимый ущерб, вызывать у людей сильные
эмоции.
Не
дайте себя обмануть, всегда изучайте вопрос в случае, если вы не знаете глубоко
суть вопроса. В противном случае пингвины у вас научатся летать, а гамбургер
будет с особой формой для левшей. Чтобы не было потом горько и стыдно,
смотрите, что пересылаете и повторяете.