ПАМЯТКА для родителей
"Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе"
1. Расскажите ребенку о своих школьных годах. Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о любимых учителях и предметах, о школьных достижениях (участии в олимпиадах или победе на школьном конкурсе), посмотрите вместе с ним свои школьные фотографии. Важно сформировать у него отношение к школе как к важному и интересному этапу жизни. Чем чаще слова "учеба", "учиться" будут звучать в положительном ключе, тем вернее будет складываться интерес ребенка к получению новых знаний.
2. Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Позиция родителей: 'Ты - будущий первоклассник, мы вместе подготовим тебе стол для занятий. Освободи часть полок от игрушек и выбери, где будут лежать твои учебники, карандаши и ручки". В результате ребенок поймет, что отношение к учебе в школе отличается от отношения к посещению детского сада.
3. Приобщайте ребенка к чтению, прививайте любовь к книгам - это важная часть подготовки к процессу приобретения новых знаний.
4. Поиграйте с ребенком в "школу наоборот". Ребенок будет учителем, а мама (папа, бабушка) - прилежными и не очень прилежными учениками. "Учитель" дает задание нарисовать корабль (цифры, букву"А"и т. п.)" Прилежные "ученики"стараются рисовать аккуратно, а нерадивый выкрикивает с места: "А я не умею! Я хочу домой к маме!" Важно побудить ребенка к принятию взрослой роли учителя: "Сейчас у нас урок, он закончится через 15 минут, и ты пойдешь домой. А пока постарайся нарисовать аккуратно". После выполнения задания "учитель" ставит "ученикам" отметки за рисунки и за поведение на уроке. Важно помочь ребенку адекватно оценить поведение и успехи "учеников". Безусловно, такая игра потребует творческого подхода к общению с ребенком.
5. Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях. Без ощущения успеха мотивация ребенка к учебе пропадает. Это относится к любой деятельности - не важно чем занят человек, если он не получает от этого удовлетворения. Оценивая свои результаты как неудачные, он рано или поздно потеряет интерес к этой деятельности. Чтобы ребенок не утратил желание учиться при первых же трудностях, с которыми ему неизбежно придется столкнуться, очень важно подчеркивать и отмечать его успехи в учебе. Это должны делать именно родители. Среди педагогов похвала распространена значительно меньше, нежели порицание за ошибки. Если у ребенка что-то не получается и даже если объективно хвалить его не за что, то надо непременно похвалить за старание: "Молодец, ты старался, в следующий раз у тебя обязательно все получится!"
ПАМЯТКА для родителей
"Организация учебного процесса в первом классе"
Обучение детей в первом классе строится следующим образом:
• учебные занятия проводятся только в первую смену;
• пятидневная учебная неделя;
• в середине учебной недели один день - облегченный;
• в день не более четырех уроков; -
• продолжительность уроков - не более 35 минут;
• в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
• в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый);
• дневной сон, трехразовое питание и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
. обучение без домашних заданий и проставления оценок;
• дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
ПАМЯТКА для родителей
"Предметы, необходимые для обучения в первом классе"
Первокласснику понадобятся:
• обложки для книг и тетрадей;
• тетради в клетку и косую линейку;
• веер букв и цифр;
• набор геометрических фигур;
• счетные палочки;
• линейка;
• ручки (синяя, зеленая, красная);
• простые и цветные карандаши;
• закладки;
• цветная и белая бумага;
• цветной картон;
• ножницы с тупыми концами;
• альбом для рисования или папка для черчения формата А4;
• кисти;
• клей;
• пластилин, дощечка для лепки;
• мелки (восковые и обычные);
• сменная обувь;
• спортивная форма (длинная - для улицы, короткая - для зала), спортивная обувь (кроссовки). Всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.
Рекомендации родителям по подбору ранца для ребенка
Осанка человека начинает формироваться с первых лет жизни, но наиболее важный период - с 4 до 10 лет. Негативное влияние оказывает ношение тяжелых сумок, портфелей. Они создают асимметричную нагрузку на позвоночник ребенка. В связи с этим в первую очередь следует уделить внимание ранцам и рюкзакам. Ношение их на спине обеспечивает равномерное распределение нагрузки и освобождает руки.
Хороший ранец, прежде всего, должен быть легким. Независимо от телосложения, шестилетнему ребенку по силам носить за спиной груз весом 2-
Педагогам целесообразно обеспечить детям возможность оставлять часть учебного материала (пластилин, краски, альбом и пр.) в школе. Родителям можно посоветовать приобрести второй комплект учебников и хранить его в кабинете, где занимается ребенок.
Родителям стоит обратить внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак или ранец: ткань по прочности не уступает коже, а весит такой рюкзак меньше. Ткань должна быть плотной, желательно, пропитанной специальным, не пропускающим воду составом. Из практических соображений лучше тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Следует обратить внимание на внутренние и внешние отделочные швы: они не должны быть грубыми, чтобы ребенок не поранился. Можно самим нашить декоративную тесьму, чтобы закрыть острый край и избежать порезов. Пустой ранец должен быть устойчивым и не деформироваться при наполнении. Если днище с наружной стороны защищено пластиковыми закругленными уголками, рюкзак можно ставить на любую поверхность. Следует также проверить, не линяет ли ткань, из которой изготовлен ранец. Это можно сделать с помощью влажной салфетки: провести ею по материалу и убедиться, что она не окрасилась, иначе в будущем это может стоить не одной испорченной рубашки или блузки. Спинка рюкзака достаточно плотно прилегает к спине ребенка, поэтому желательно, чтобы она была изготовлена из натуральной ткани.
Безусловно, необходимым условием является ортопедическая спинка. Обладая здоровьесберегающими показателями, она также оградит первоклассника от уколов острыми углами учебников, линейки и прочей поклажи. Удобно, когда внутри ранца имеются отделения для книг ^ тетрадей, карманы для канцелярских мелочей. Родителям желательно заранее обсудить с ребенком назначение каждого из них, тогда он не будет подолгу искать нужный предмет
Ширина лямок у рюкзака или ранца должна быть не менее
Ранец не должен быть шире плеч ребенка, а по длине - не ниже копчика.' Если его высота даже немного больше длины спины - ребенок будет сутулиться. Периодически нужно проверять, удобны ли ремни, регулировать их длину по росту школьника.
Чтобы обезопасить ребенка на проезжей части, нужно выбирать ранец со светоотражающими значками на передней стороне рюкзака, по бокам и на ремнях. Стоит отнестись к этому внимательно: тысячи детей становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Если таких значков на рюкзаке нет, следует пришить или приклеить их самим: они имеются в продаже, а иногда их бесплатно раздают школьникам.
Родителям следует обращать внимание на то, чтобы ребенок, собирая портфель, не забыл вынуть из него предметы, которые в этот день ему не понадобятся. Часто ранец или рюкзак существенно утяжеляются за счет игрушек, дисков и прочих приятных детям вещиц. В силу детской психологии ребенок часто кладет в портфель то, чем можно удивить одноклассников. Яркие канцелярские принадлежности только отвлекают детей во время учебы. Первоклассники довольно быстро утомляются, и тогда их внимание переключается на разнообразные точилки, резинки и другие интересные штучки. По мнению психологов, чем дольше ребенку покупают детские "фенечки" для учебы, тем медленнее он взрослеет Бывает, что дети неравнодушны к таким вещам и в б-7-м классе. Конечно, хорошо, когда ребенку нравится то, с чем он идет в школу, и не стоит полностью лишать его приятных мелочей в пенале. Однако родителям нужно помнить, что он идет учиться, и обсудить с ним, что допустимо нести в школу, а что нет